| ||||||
|
| |||||
для 3 класса “Информатика в играх и задачах” А.В. Горячева Развивающий аспект курса
Основная цель: Научить нестандартно мыслить, решать нетиповые задачи и проблемы, которые ученик никогда не решал раньше. Цели и задачи курса: Курс ориентирован на развитие логического мышления, алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач. Понятия информатики в курсе: · Алгоритмические модели: Порядок действий при выполнении знакомых операций. Последовательности состояний в природе и сказках. Выполнение алгоритма. Обнаружение ошибки в алгорит-ме. Составление и способы записи алгоритма. Основные алгоритмические конструкции(ветвление и цикл). Вложенные алгоритмы. Параметры алгоритма. Виды циклов: счетный, условный, параметрический. · Модели объектов и классов: Признаки предмета. Состав предмета и действия с ним. Объединение предметов в однородную группу по признакам, по составу, по действиям, обнаружение “лишнего” предмета в группе. Название предмета и имя группы. Анализ и описание состава предмета в виде схемы. Множества и отношения между ними (объединение, пересечение, вложенность). Графическое представление отношений между множествами. Графы, пути в графах. Схема ситуации в виде графа. · Модели логических рассуждений: Логическое высказывание и его свойства. Истинность и ложность высказываний. Высказывания со словами “все”, ”не все”, ”никакие”. Логические операции И, ИЛИ, НЕ, их связь с операциями над множествами. Логические правила ЕСЛИ – ТО , составление цепочки из них. Запись высказывания со словами “все”, ”никакие” в виде правила ЕСЛИ – ТО. Составление простейшей схемы рассуждений из правил ЕСЛИ – ТО и получение вывода по схеме рассуждений. Базовые умения из области информатики в курсе: · Системный подход: рассмотрение предметов в виде набора более простых элементов. · Алгоритмический подход к решению задач: умение планировать и проверять последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий. · Объектно-ориентированный подход: работа с объектами, объединение отдельных объектов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами. · Применение формальной логики при решении задач: операции над простыми суждениями, построение сложных суждений с помощью логических операций и правил вывода. Рекомендуемая программная поддержка: Занятия по курсу не предполагают использование компьютера, параллельно проводятся занятия для формирования элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, набор простых текстов, компьютерное рисование, знакомство с элементарными понятиями из сферы компьютерных технологий). Для этого используются детские инструментальные пакеты, а также интеллектуальные компьютерные игры и головоломки. 3 КЛАСС. (1-4) Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» (1—4) авторский коллектив: А.В. Горячев, Т.О. Волкова, Н.И. Суворова и др. состоит из четырех комплектов. Комплект №3 рассчитан на 8-летних детей и изучается в третьем классе по программе 1 – 4. Начиная с комплекта №3 и далее обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, каждое из которых изучается в течение учебной четверти. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой. I четверть — алгоритмы. II четверть — объекты. III четверть — логические рассуждения. IV четверть — модели в информатике. Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения Алгоритмы Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Группы (классы) объектов Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Логические рассуждения Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложение). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Модели в информатике Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. Учащиеся должны уметь: · находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); · называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; · понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; · выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; · изображать графы; · выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; · находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. · определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т. д.; · описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом); · заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов; · выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному; · изображать множества с разным взаимным расположением; · записывать выводы в виде правил «если—то»; · по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если—то». Зависимость алгоритма от изменений в ситуации. Зависимость схемы наследования классов от изменений в ситуации. Зависимость и/или - графа от изменений в ситуаци | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |